Быстрее всего зарегистрировать бизнес через банк. При регистрации банк берет на себя большую часть работы. Будущему предпринимателю остается только подготовить документы для регистрации, а затем быть готовым работать с расчетным счетом. Расчетный счет нужен для деятельности как ИП, так и ООО, поскольку на нем аккумулируются денежные средства предприятия, осуществляется оплата счетов и налогов.
Для тех, кто решил пройти регистрацию ИП самостоятельно без помощи банка, подробно расскажем об этом процессе.
Всю процедуру регистрации можно разделить на три этапа:
1. Собрать документы
2. Подать документы в инспекцию
3. Получить документы по итогам регистрации
Пройти эту процедуру можно разными способами, но самый короткий и быстрый – зарегистрировать бизнес через банк, и сначала мы расскажем об этом способе.
Подсказки:
Госпошлину можно заплатить на сайте ФНС с помощью сервиса Уплата госпошлины
Вместе с документами о регистрации имеет смысл сразу подать уведомление о переходе на УСН. Вообще, на подачу такого уведомления отводится 30 дней. Но нередки случаи, когда об этом забывают, а потом приходится платить налоги по ОСНО. Уведомление стоит подать, даже если ИП планирует работать не на упрощенке, а на патенте. Тогда, если вдруг появятся доходы, не подпадающие под этот спецрежим, они подпадут под упрощенку, а не ОСНО
Лучше не заполнять заявление Р21001 в excel, высокая вероятность ошибки. Воспользуйтесь сервисом (например, на сайте налоговой).
Оттуда же можно его скачать.
Для быстрого подбора кодов ОКВЭД воспользуйтесь готовыми подборками для разных видов деятельности
Какие документы нужны
- заявление по форме № Р21001. Ниже вы найдете бланк заявления с комментариями по заполнению.
- документ об уплате госпошлины 800 руб., если подаете документы на бумаге (при подаче электронно платить не нужно)
Как выбрать ОКВЭД
В коде ОКВЭД должно быть не меньше 4 цифр. Больше можно, меньше - нельзя. Будьте внимательны, если предполагаете воспользоваться пониженной ставкой или налоговыми каникулами. Региональные нормативные акты, которые устанавливают такие льготы, часто связывают их с кодами ОКВЭД. Они должны совпадать с теми, что указаны в заявлении о регистрации ИП.
Какие есть способы подать документы
Предприниматель регистрируется в инспекции по прописке. И только если прописки нет, используйте адрес временной регистрации.
Подать документы можно:
1. Непосредственно в инспекцию
Документы предприниматель может подать лично. Через представителя, например, бухгалтера, больше подать документы на регистрацию нельзя.
Учтите: регистрирующая ИФНС может отличаться от инспекции по адресу прописки. Адрес инспекции, которая принимает документы на регистрацию, можно найти с помощью сервиса на сайте ФНС.
Бывает и такое, что инспекция, которая НЕ является регистрирующей, все таки принимает документы на создание ИП, если их будут сдавать на бумаге. Как это понять? Зайдите на сайт инспекции в раздел «Инспекция предоставляет следующие услуги». И посмотрите, есть ли там услуги по регистрации ИП. Например, на сайте ИФНС в г. Королев есть.
2. Через МФЦ
Предприниматель несет документы в МФЦ.
3. Через нотариуса
Если ИП сам не может подать документы - лично или удаленно (см. ниже п. 4), остается только этот способ. Нотариус заверяет документы и направляет их в инспекцию в электронном виде. При этом платить нотариусу надо лишь за одно нотариальное действие. Госпошлина за регистрацию бизнеса через нотариуса не возникает.
4. Через интернет
Подать документы электронно можно по-разному, есть особенности. Подробности в этой статье.
Как получают документы после регистрации
Инспекция получает документы и в течение 3х рабочих дней принимает одно из решений – зарегистрировать или отказать. Срок в 3 дня начинает идти со дня, следующего после поступления документов. Итоговый документ инспекция направляет предпринимателю на 4й рабочий день.
Например, если инспекция получила документы в понедельник, она принимает решение о регистрации до четверга включительно, а направит итоговые документы в пятницу.
Приятное исключение: регистрация ИП через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса», с ЭЦП. Тогда регистрируют ИП за 1 рабочий день.
Если регистрация пройдет успешно, инспекция направит предпринимателю лист записи ЕГРИП на e-mail, указанный в заявлении на регистрацию. На бумаге лист записи не выдадут, если заранее не подать запрос. Если подавать документы не через эцп, то тогда нужно приходить в налоговую и там выдают бумажные варианты на руки.
Подсказка: проверить, зарегистрировали ИП или ещё нет, можно через сервис https://egrul.nalog.ru. Введите ИНН или ФИО и регион проживания, сайт выдаст вам или «не найдено», если регистрация ещё не состоялась, или дату регистрации.
Если инспекция откажет в регистрации, она также направит решение об отказе в электронном виде.
Инспекция вправе отказать в регистрации, если:
1) подали не все документы или заявление заполнено с нарушениями;
2) подали документы не в ту инспекцию. Например, по старому адресу регистрации;
3) не заверили у нотариуса копии поданных документов и (или) подпись на таких документах, если нотариальная форма обязательна);
4) заявление на регистрацию подписало неуполномоченное лицо;
5) паспортные данные, которые указал заявитель, неверные;
6) до записи в ЕГРИП в инспекцию поступил судебный акт или акт судебного пристава с запретом на регистрацию;
7) человек уже зарегистрирован в качестве предпринимателя;
8) не истек год со дня, когда суд признал ИП банкротом по прошлой предпринимательской деятельности;
9) не истек год со дня, когда суд принял решение о прекращении в принудительном порядке деятельности заявителя в качестве предпринимателя;
10) не истек срок, на который суд лишил ИП права заниматься предпринимательской деятельностью;
11) ИП намерен вести деятельность, которая указана в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 16.04.2011 № 285, но у него была судимость.